Прощание с легендарным дизайнером пройдет в Милане. Армани, чьи творения носили Николь Кидман и Пенелопа Крус, также был известен как покровитель баскетбольной команды «Олимпия Милано» и создатель формы для олимпийских сборных.
Впервые Джорджо Армани был очарован красотой еще в детстве. В Пьяченце, своем родном городе, он посетил оперу «Богема». Пока музыка Пуччини завораживала его, он видел, как искусственный снег падает на крыши Парижа, и как белый простор расстилается из окна мансарды Мими. Выйдя на улицу, он обнаружил, что снег действительно шел, очень густой. Это показалось ему волшебством. Всю свою жизнь Джорджо Армани стремился воссоздать то чудо, что открылось его глазам в ту ночь.
Мир вскоре захлестнула война, поглотив города и деревни, но он смог сохранить воспоминание об этой неожиданной поэзии. С детства он умел находить красоту во всем. Его ледяные глаза могли уловить ее даже посреди смерти и отчаяния. Из этих первых воспоминаний он черпал свои любимые оттенки: цвет грязи реки Треббии, серые туманы, которые сегодня встречаются гораздо реже. Он рассказал об этом в своей автобиографической книге «Из любви» (Per amore):
«Однажды, возвращаясь в город из деревни, мы на рассвете пересекали Треббию на очень хлипкой лодке с паромщиком, от которого я видел лишь темный силуэт. Рассвет был весь розово-серым. Вода стояла неподвижно. Маленькая лодка скользила бесшумно, и немецкие часовые не могли нас заметить».
Модный путь и уникальный стиль
Именно с тех самых грязно-туманных цветов берегов реки По Армани воссоздавал нереальную и разреженную атмосферу своей равнины в мире моды. Он изобрел свой собственный цвет — «грейдж», изящное сочетание серого, песочного и бежевого, ставшее воплощением шика. Он изменил мир, выйдя за рамки своей профессии и войдя в сферу искусства. Его первым образцом красоты и стиля была его мать, Мария, которую звали Майн, всегда одевавшаяся в черно-белое и носившая перчатки. «Эту строгость я сильно впитал, до такой степени, что она стала чертой, определившей мою идею стиля».
Он был старшим из троих детей, рос под бомбежками, но был воспитан в любви к прекрасному. Ему было пятнадцать, когда семья переехала в Милан. Война недавно закончилась, денег было мало. В научном лицее его одноклассником был Энцо Янначчи: «Я ценил его юмор, он — мой стиль». Три года он изучал медицину, а после года военной службы решил бросить университет, чтобы работать оформителем витрин в универмаге «Rinascente» на Корсо Витторио Эмануэле.
В двадцать один год дизайнер Нино Черрути решил нанять его. Именно там Армани увидел еще одну вспышку красоты, которая запечатлелась в его голубом взгляде: первый прототип деконструированного пиджака. Будучи очень застенчивым и по натуре пессимистом, он не верил, что сможет добиться успеха, начав собственное дело. Но когда он понял, что мода станет его жизнью, он посвятил себя этому проекту целиком. Это произошло, когда Армани было уже сорок лет, он был красив, элегантен, и основал компанию, носящую его имя, вместе со своим партнером Серджио Галеотти — великой любовью и великой болью своей жизни, который умер слишком рано, в 1985 году.
Революция 1970-х и глобальное признание
В 1974 году Армани выставил свои работы в Белом Зале Палаццо Питти во Флоренции. В 1976 году состоялся первый показ женской моды. Его подход был революционным как формально, так и концептуально: он одевал работающую женщину в пиджак, но это был пиджак, каких раньше не видели. Деконструированный, как тот, что придумал Черрути, но доведенный до крайних пределов: пиджак Армани потерял половую принадлежность, это была тонкая оболочка без подкладки, швов, набивок. Он ниспадал на фигуру с легкостью лепестка, был одновременно сексуальным и авторитетным. Он стал объектом желания, штрихом, который каждый хотел бы иметь в своем гардеробе, а главное — на своих плечах.
Дайан Китон надела пиджак от Армани в 1978 году, когда вышла на сцену за «Оскаром» как лучшая актриса за фильм «Энни Холл» Вуди Аллена. В 1980 году мода итальянского дизайнера стала настоящим главным героем культового фильма «Американский жиголо», еще до незабываемого Ричарда Гира, который выкладывал на кровать несравненные костюмы от Армани. Это был планетарный бум для художника, который вышивал свои невесомые наряды цветами равнины и реки: голубыми, розовыми, серо-коричневыми, ледяными и, конечно же, грейдж.
На обложке Time и построение империи
В 1982 году, когда Италия выходила из очередной войны — войны терактов и бомб, и чувствовала себя наконец победившей, когда молодые и прекрасные «адзурри» под руководством Беарзота выиграли Чемпионат мира по футболу, обыграв аргентинцев, бразильцев и немцев, выручка Giorgio Armani S.p.A. составляла 170 миллиардов лир. Журнал «Time» назвал Армани «Человеком года», поместил его на обложку и начал называть «Gorgeous» (Великолепный) — по созвучию с его именем и в знак признания его воображения.
После деконструкции пиджака он разработал мужской костюм для женщин, опередив на десятилетия мир, который станет текучим и свободным. Он решил, что соблазн — это нечто шепчущее, а не кричащее, он черпал вдохновение на Востоке, но сначала упрощал его. От высокой моды он перешел к молодежной моде: так появилась Emporio Armani. «Я хотел создать альтернативу предложениям универмагов. Я хотел новую, революционную и полную концепцию по более доступным ценам, потому что общество этого требовало». Символ орла появился случайно, когда он разговаривал по телефону.
А затем, в двухтысячных, появилась целая вселенная под знаком красоты: Armani Casa, Armani/Nobu, Armani Hotel по всему миру. В 2000 году он попал в музей, когда Муггенхайм в Нью-Йорке посвятил ему ретроспективу. Для актеров, певцов и спортсменов Армани был не просто стилистом, но прежде всего другом: просто Джорджо. Он всегда любил, наблюдал и понимал молодежь. «Мне нравится слушать и наблюдать за ними, потому что у них другое видение, которое иногда раздражает и сбивает меня с толку, но всегда заставляет задуматься. У них есть право быть молодыми и, следовательно, инновационными».
Он сопротивлялся времени, оставаясь почти неизменным: всегда завершал показы, неизменно одетый в синюю футболку или в другой свой классический образ — синий кашемировый свитшот. Для своих сотрудников он был «господином Армани». Перфекционист, маньяк контроля, он проводил в офисе до четырнадцати часов в день. «Ничто не доставляет мне большего удовольствия, чем моя работа, и за это удовольствие я плачу последствиями». Немногие вещи заставляли его смеяться, например, фильмы ужасов.
Современность и философия
Быть современным в возрасте более 90 лет было его настоящим чудом. Он никогда не отвергал новое, технологии, прогресс, он лишь говорил, что держать iPhone на столе во время обеда — невоспитанность. Он не любил электронную коммерцию, говоря, что прежде чем купить одежду, ему нужно ее примерить, потрогать, почувствовать ее шелест. Он совершил революцию в моде в веке, который сломал все правила, но сам он был полностью этого осознан. «Я не хочу отнимать ничего у свободы одеваться так, как нам хочется, это свято, но мне нравится видеть гармонию, последовательность», — говорил он со своим легким, характерным для равнин реки По произношением «р».
Его место в мире, прежде чем он вышел покорять его целиком. И сделать его намного прекраснее, чем он был до появления Армани.